Забытый монастырь

В августе 2008 г. монастырю Сурб-Хач 650 лет.

hram-surb-nsha

Ранняя весна… В очередной раз проезжая по дороге Симферополь-Феодосия, я обратил внимание на скромный указатель «Сурб-Хач». На вопрос «что это?» мой водитель, местный житель, рассказал, что в горах есть древнейший монастырь. Во мне запульсировала исследовательская жилка и уже через 10 минут мы тряслись по полуразбитой горной лесной дороге. Дорога то выходит на обширные поляны, поросшие мелким кустарником, то снова ныряет в лес. За очередным поворотом справа от дороги – сторожка. Это своеобразный «пропускной пункт» в монастырь. Однако денег с вас не возьмут. Уже виднеется очертание древних стен и вам остается сделать всего несколько шагов, чтобы окунуться в мир легенд и средневековых тайн.

1418994

Выйдя из авто и осмотревшись, я, как человек много лет занимающийся эзотерическими науками понял, что попал на место чистейшей и мощной положительной энергетики. Прогуливаясь и осматриваясь на старом подворье мы встретились и познакомились с одним из старейших хранителей этого места, членом религиозной армянской общины Вальтером Цолаковичем Арутюняном. Именно от него мы и узнали историю, легенды и мифы связанные с этим местом.

surbhach_01

Когда армяне впервые появились в Таврике, достоверно не известно. Считают, что в XIII в. здесь уже существовала большая армянская колония. В Солхате (Старый Крым) в XIV-XV вв. было четыре армянских монастыря и девять церквей. При них открывались школы, мастерские, создавались рукописи. В монастыре в соседней Кафе (Феодосия), например, была записана история армян — выходцев из города Ани. Уникальные рукописные книги, созданные в Солхате, хранятся в институте древних рукописей Матенадаране (Ереван).

1_big

Один из четырех монастырей, существовавших в этих местах,- Сурб-Хач — расположен в густо заросшем лесом ущелье под горой. Это архитектурный комплекс зданий, построенных в разное время. Монастырь в течение многих столетий был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. Армянские колонии не имели территориальных границ, собственного централизованного управления, административной связи с метрополией. Все это им заменяла церковь, духовно сплачивая армян, благодаря чему они сохраняли на чужбине родной язык, обычаи, письменность, веру. В разное время в Сурб-Хаче жили и работали многие деятели армянской культуры. Остатки средневековых фресок до сих пор сохраняются на стенах храма и гавита, а миниатюры, выполненные на страницах рукописей, хранятся большей частью в институте древних рукописей им. Маштоца — Матенадаране.

2_big

Церковь монастыря построена в 1358 году, в период армянской колонизации в Крыму. Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней. А в 1719 — братский корпус с кельями для монахов. Многие замечали, что монастырь больше похож на крепость, чем на смиренную обитель. Окна — как бойницы, а с колокольни, похожей на сторожевую башню, пока лес не окружил монастырь, видна была дорога. Легенд о Сурб-Хаче существует много. Одна из них рассказывает, в XIV веке армяне-переселенцы стали искать место для монастыря. В лесу, в четырех километрах от Солгата, предводитель общины Ованес подойдя к этому мусту увидел сияние, исходящее из земли. Видимо он был от природы ясновидящим( мог видеть потоки энергии). Внаши дни американский ученый Хартман «открыл» т.н. лей-линии, которые образуют по всей поверхности Земли пересечение положительной и отрицательной энергий (решетка «Хартмана, Карри»).

3_big

В некоторых местах существуют геопатогенные зоны, где эта энергетика усиливается многократно. Ведь не случайно древние люди, которые в отличии от нас, были ближе к Природе и чувствительнее, именно на таких местах основывали Храмы и места для поклонения. Армянский настоятель Ованес был не исключением тогда в 1358г. был возведен храм Сурб Ншан (Святое Знамение) – первая постройка будущего комплекса. Храм выстроен в виде центрокупольного сооружения (внутри крестообразное, снаружи прямоугольное) с ориентированной на восток центральной полуциркульной апсидой. На месте выхода положительной энергии был вырит колодец, вода из которого, проходя через всю ось Храма , начиная с алтаря, выходит в виде родника и издревле считается целебной. Проходя через Храм точно с Востока на Запад родник не затрагивает ни единой отрицательной зоны. Фактически это и есть та «живая вода» о которой говориться в Библии.

4_big

Само название монастыря — Святой Крест — связано хачкаром (с армянского — каменный крест) VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Хачкар назывался Пыргчакар, что переводится как Спасский камень.

5_big

Чем жил монастырь? Что умели монахи? Во-первых, конечно, праздничные и ежедневные богослужения. Во-вторых, монастырь Святого Креста окружен был террасами садов. Сотни корзин яблок, слив собирали монахи в свои подвалы. Река рядом с монастырем давала рыбу (в трапезной сохранилась огромная коптильня). Лес давал грибы, дичь. В самом монастыре работали мастера-переплетчики. В Ереване в Институте древних рукописей (Матенадаран) сохранилось несколько книг с миниатюрами, созданными в монастыре. Глиняные трубки, сделанные руками монахов, наверное, еще сохранились во многих старокрымских домах, да и осенью этого года их находили не раз. Из Солгата в Судак мимо монастыря вела широкая дорога. Караваны с Востока везли товары на Запад, останавливаясь на ночлег в монастырской гостинице. К сожалению, во время войны она была разрушена, но после, в 1970-х годах, восстановлена по рисункам. Долгое время в монастыре действовала школа, в которой детей обучали искусству миниатюры, рукописному делу, философии, риторике, арифметике, грамматике, географии. Из Армении приезжали на многие годы преподавать поэты и известные мастера миниатюры.

6_big

Монастырь пережил все: генуэзскую колонию, турецкое нападение на Крым в 1470-х, века власти Татарского ханства и Российской империи. Его фонтаны были затейливо украшены талантливейшими мастерами — резчиками по камню. Сотни строителей, художников, иконописцев трудились веками, чтобы воспеть своим мастерством славу Господу. На стене трапезной монастыря до сих пор сохранилась надпись: «Я, Саркис, повар, племянник вардапета Каракоса, служил Святому Кресту четыре года ради спасения души своей, 1211» (по современному летосчислению — 1762г.). Монастырь пережил все. И пал в начале двадцатых годов нашего века. Все книги были сожжены, монастырь разграблен, монахи частью убиты, частью разогнаны. Запустение и варварство надолго воцарились здесь. Одно время монастырь был отдан под пионерский лагерь, потом опять пустовал и потихоньку разрушался.

9_big

Реставрация и раскопки начинались много раз: и в пятидесятых, и в семидесятых. Археологи находили немало керамической посуды, монеты разных веков, глиняные трубки. Последний раз раскопки велись в 1976 году.
Таковым было первое знакомство с этим чудесным местом. В следующий раз я посетил этот благодатный край вместе с группой своих учеников из разных городов Украины и России. Проведя некоторое время на территории монастыря, поработав на геопатогенных зонах (Местах Силы), которых там ох как не мало, мы с радостью убедились, что наш выбор не случаен.

10_big

Последний семинар, который проходил в конце сентября в этом данном Богом месте, подтвердил легенду о животворящей воде святого Источника Любви, начиная от испытания ее воздействия на себе, заканчивая проверкой ее свойств биоэнергетическими рамками и маятником.

21_big

Да, действительно, это место из покон веков и по сей день продолжает удивлять своими как целительскими чудесами., так и вдохновляя людей искусства. Как древние века у скульпторов-каменотесов считалось смертным грехом изваять два одинаковых Креста (это давало развитие творческой мысли и воображения) так и в наше время Волошин в 17 лет начал писать стихи после посещения этого места. И что любил в этих лесистых местах Айвазовский — никто не знает. Монастырь хоть и армянский но все же он принадлежит нашей истории. В Крыму практически каждая церковь построена на месте церкви или храма предыдущей эпохи. Античный храм потом византийский, потом татарский мусульманский, потом хазарский, потом турецкая мечеть, потом русская православная, потом советский музей, потом украинская православная … Вот типичный пример истории рядового крымского храма за 25 веков. Правда в советское время мог быть и спортзал (у каждой эпохи свои храмы), в средневековье церковь могла быть и армянским и иудейским и католическим храмом. Все культуры стремятся ставить свои храмы на святой земле. Правда увидеть это может только Чувствующий человек. Путешествие в Сурб-Хач это духовное путешествие.

22_big

Одно из юношеских стихотворений М. Волошина дает непосредственную и живую картину, навеянную посещением средневекового армянского монастыря Сурб-Хач (Сурп-Хач). Стихотворение это еще несовершенно, но по нему можно уже судить об интересах семнадцатилетнего поэта, зоркости его видения. Написано оно 6 августа 1894 года в Коктебеле, оригинал хранится в Институте русской литературы Академии наук России (Петербург).

«Сурб-Хач»

Лес высокий и тенистый,
Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
Так вот он, монастырь!
Что ж однако? Где же люди?
Вкруг все тихо. Лишь журча,
В арке белого фонтана
Льется светлая струя…
Над фонтаном плющ обвился,
Надпись стертая видна,
Водоем из камня сделан,
Всюду веет старина.
Стены брошенного зданья,
Башня старая, балкон,
Купол маленький над церквью,
Лес и лес со всех сторон.
Вот и дверь в стене! Идемте!
Полутемный коридор
Нас выводит на тенистый
Небольшой прохладный двор.
Вдоль стены растут деревья,
Пара старых темных плит,
Из-под зелени и моха
Барельеф на них сквозит.
Вправо серые ступени,
Все поросшие травой.
Дверка маленькая с грубой
Деревянною резьбой.
Вход во храм. Во храме тихо.
Полумрак. Из окон
Две струи блестящих света
В мрак ворвались. Ряд икон
Почерневших, полустертых.
В глубине пред алтарем
Помост каменный высокий,
Книга старая на нем.
Этот храм и это зданье
Существуют пятый век.
Здесь спасался от набега
В ту эпоху человек.
Здесь татары побывали,
Вольной Генуи сыны,
Много б, много б рассказали
Тут остатки старины.
Жизнь сюда не проникала
Уж давно. С тех самых пор
Он стоит здесь одиноко,
Заключен объятьем гор.
Все монахи разбежались,
Кельи пусты. Иногда
Навещают лишь туристы
И другие господа.
С боку зданья над дорогой
Есть балкон. Оттуда вид
На леса, долины, горы
Далеко кругом открыт.
Славно там сидеть под вечер.
Горы вдаль идут синей,
Всех цветов и всех оттенков
Голубых полутеней.
Хорошо так и просторно,
Так свободно дышит грудь,
Так приятно в тихий вечер
От дороги отдохнуть.

Мы уходим. Но уйти навсегда отсюда невозможно. И приехать в гости — нельзя. Сюда можно только вернуться, как возвращаются домой, как возвращаются к Богу.

Ивахненко Артур Юрьевич, Прогрессор Космоэнергетики, руководитель Школы Космоэнергетики «СИНТЕЗ» имени академика Петрова В.А.

Добавить комментарий